Итоги первой недели климатических переговоров COP-16 в Канкуне
Закончилась первая неделя международной климатической конференции ООН в Канкуне. Остается противостояние развитых и развивающихся стран по распределению усилий по сокращению выбросов парниковых газов. По многим вопросам предложения диаметрально противоположные.
Обзор первой недели переговоров ООН по изменению климата в Канкуне, подготовленный CAN-EECCA (Сеть действий по проблеме изменения климата стран Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа).
Политическая динамика
- Появились новые переговорные тексты, но они не существенно отличаются от старых. Все те же экстремально противоположные опции;
- Япония высказалась против второго периода действия Киотского Протокола, в остальном атмосфера переговоров позитивная (хотя позитивная атмосфера не обязательно ведет к позитивным результатам);
- В прессе активно пишется про то, что с заявлением Японии Киотский Протокол умер, но это не совсем так – есть страны, которые готовы принять обязательства на второй период: ЕС, Норвегия;
- Остается противостояние развитых и развивающихся стран по распределению усилий по сокращению выбросов парниковых газов;
- Переговоры зависят от решений двух гигантов – США и Китая;
- Из-за непринятия конгрессом США внутреннего законодательства по климату администрация Обамы приехала с очень слабой позицией, она не готова больше говорить даже о 17-% сокращении выбросов, не готова выделять финансы на адаптацию и сокращение выбросов, не готова к юридически обязательному соглашению. Это очень ослабляет амбиции других стран двигаться;
- В прессе появляются заявления о том, что процесс ООН неэффективный и поэтому не возможно договорится. Но проблема не в ООН, а в том, что правительства не готовы брать на себя обязательства по сокращению выбросов и финансов, которые они должны брать. Если процесс перейдет в большую восьмерку или в большую двадцатку, то это будет хуже, потому что ряд сильных стран определят будущий климатический режим, в то время как в переговорах ООН каждая страна имеет слово, и решения достигаются только общим консенсусом.
Сокращение выбросов
- Появились новые переговорные тексты в рамках переговоров по второму периоду Киотского Протокола и нового соглашения (LCA);
- Страны не могут решить, куда вписать поданные по Копенгагенскому Акорду обязательства сокращению выбросов (не все развитые страны готовы вписать свои обязательства в Киотский Протокол, Япония против);
- В тексте LCA есть позитивные моменты: ссылка на низкоуглеродные пути развития, уточнение поданных обязательств. Но есть и принципиально плохие предложения – пишется просто об удержании потепления на „2 оС“, а не „ниже 2 оС“, рассматриваются низкоуглеродные пути развития одинаково как для развитых, так и для развивающихся стран, процедура оценки обязательств предложена слабая. Предлагается 2015 год – как год пересмотра того насколько обязательства ведут к удержанию потепления на 2 оС.
Финансы
- Ничего не исключено из текстов, не приняты никакие решения;
- Были обсуждения, где учесть краткосрочное финансирование до 2012 года обещанное в Копенгагенском соглашении,
- Обсуждался объем необходимого финансирования. Существует 2 опции – 100 миллиардов долларов ежегодно к 2020 году или предложение G77 и Китая про 1,5% от ежегодного ВВП развитых стран;
- Обсуждаются аспекты управления фондом.
MRV (Measurement, Reporting and Verification) Измеримость, отчетность и проверяемость
Что такое MRV? По сути, это система учета того, как страна выполняет свои обязательства. Вопрос по сути технический, но обсуждается исключительно на политическом уровне. США ставит в условие принятие значительных требований по MRV для развивающихся стран, иначе не будет готова предоставлять финансирование. Развивающиеся страны в ответ говорят, чтобы такие же требования по учету выполнения обязательств касались и обязательств развитых стран как по сокращению выбросов, так и по предоставлению финансовой помощи развивающимся странам,
Киотский Протокол
- Есть положительные движения по переносу неиспользованных квот первого периода обязательств – страны согласились, что опции „все квоты разрешить переносить“ и „ничего не переносить“ - экстремальные и пытаются найти решение посередине. Одна Россия против любого ограничения переноса квот, хотя не против ограничения на торговлю.
- Сектор лесов и изменения землепользования – не вполне понятно, нужно ли добиваться решения по этому вопросу в Канкуне. Если решение будет из существующих опций, то оно будет плохое, и позволит развитым странам увеличить выбросы от лесного сектора без учета этих выбросов.
Правовые вопросы
Среди стран нет согласия, как должен выглядеть будущий климатический режим:
- Некоторые страны выступают за 2-й период КП и плюс новый протокол (LCA) с обязательствами для США и развивающихся стран.
- Некоторые предлагают просто пока продлить Киотский Протокол и принять набор решений конференции сторон. Китай и Индия против юридически обязательного соглашения для них.
- Стремление Японии – оба процесса развалить, и свести в один единый протокол.
- США выступают за режим подачи обязательств и проверки их выполнения, но не юридически обязательных.